Препятствия на пути самопознания.
1. Отсутствие искренней заинтересованности в познании Истинной Природы.
2. Нежелание отказаться от бесполезных занятий.
3. Невнимательность к содержанию и проявлений ума.
4. Желание чего-то достичь.
5. Все действия выполняются с чувством "я делаю".
6.Высказывание своих мнений, оценок, суждений, праздные разговоры.
7. Отклонения от "сиюминутного" сознания и втягивания в грезы, мечтания, состояния и опыты.
8. Привычка присваивать себе образ (я есть кто-то...), думать о себе, давать себе словесные определения.
9. Вера в то, что я - личность, вера в существование личностей.
10. Непостоянство практики и непоследовательность самоисследования.
11. Ожидание духовных опытов, мысли о просветлении и страдания от того, что "я еще не реализован", "я такой несчастный, у меня не получается".
12. Осуществление ищущим духовного поиска.
13. Препятствие мыслям либо вовлечение в размышления.
14. Желание жить индивидуальной жизнью.
15. Ожидание, что можно избавиться от страданий и страхов, а вместо них получить вечное блаженство.
16. Надежда практикой улучшить свою жизнь.
17. Личные желания и стремления.
8. Вера в то, что можно продолжать жить как личность, и одновременно обрести свободу от "личности".
19. Использование вопроса "Кто я?" для вхождения в состояние "всеобщности". (Вопрос "Кто я?" направлен на прекращение самоопределений).
20. Надежда убить эго опытами сатори (от эго можно избавиться прекращением давать себе определения).
21. Трудность и нежелание идти наперекор привычкам.
22. Поиск того, ЧТО стоит за тем, что называется мной. (Необходимо зафиксировать ум на концепции "Я", поскольку "Я" - это концепция, и нет такого объекта, как "Я")
23. Представление, что есть некий "практикующий я", который удерживает ум на "я"-мысли. (Нужно быть бдительным, чтобы не возникал образ "себя, практикующего удержание ума на я-мысли").
24. Убеждение, что можно продолжать свою привычную жизнь и практиковать одновременно. (Практика не должна расходиться с жизнью, они должны стать одним).
25. Мысль "Хочу!".
26. Игнорирование факта неотвратимости конца "моей индивидуальной жизни".
27. Размышления и разговоры о практике, а не сама практика. (Махарадж: Духовная зрелость – это готовность отпустить всё).
28. Идея, что всё должно получиться сразу.
29. Невнимательность и беглость при изучении текстов по самореализации.
30. Ожидание, что что-то должно произойти.
31. Ложное понимание, что я могу достичь освобождения.(Освобождение случается от меня, а не для меня).
32. Мнение о том, что можно обойти предварительную практику (предварительная практика - частые наблюдения за содержанием ума: "О чём я сейчас думаю?". Необходима для того, чтобы полностью вынырнуть из неосознаваемого мышления. Самоотождествление с телом (или образом себя) маскируется в хаотичном мышлении "ни о чём", которое не замечается).
33. Вера, что с помощью концепций все-таки можно узнать Реальность. (Ум - это концепции, Реальность же не обусловлена мышлением. Поэтому абсолютное знание является "ничем" только для ума).
34. Убеждение, что можно встретить Будду (В реальности всё имеет одну и ту же природу - природу Сознания).
35. Считать мысли своими (это не вы думаете, вы - думаетесь Сознанием ради игры в вас).
36. Не различать грань между осмыслением и осознаванием. (Понять это можно интуитивно, если спросить себя: как я знаю, что я есть, когда я не думаю о себе?)
37. Указатель на нашу истинную реальность как на "глубокий сон". ("Глубокий сон" выдумал ум. Это очередное понятие, потому что о "глубоком сне" становится известно только с началом мысленного потока. Вне ума нет никакого "глубокого сна").
38. Считать, что Реальность что-то отдельное от меня. (Реальность - это вы сами, когда вы не думаете, что вы есть).
39. Слушанье тишины, смотрение в темноту, ощущения блаженства и т.д. ("Тишина", "темнота", "блаженство" - концепции, необходимо искать воспринимающего все эти концепции).
40. Убеждение, что реализация - это "взрыв!". (Реализация - это не "взрыв", а последовательное и намеренное избавление от васан (ложных привычек считать себя объектом).
41. Убеждение, что кто-то смог просветиться (Никто никогда не просветлялся, но есть истории о том, что кто-то когда-то просветлялся).
42. Мнение, что у процесса "Освобождения" есть внешний наблюдатель (Наблюдатель процесса сам и есть наблюдаемый процесс (самонаблюдаемый процесс).Наблюдатель и наблюдаемое - не два!)
43. Полагать, что есть "я", отдельное от историй, что "я есть тот, с кем это всё происходит" (само "я" и есть история, нет "я" - нет никаких историй. Я - не "тот, с кем что-то происходит", а то, что происходит).
44. Считать, что "я" может уничтожить само себя ("Я" не может уничтожить себя, потому что уничтожающее "я" остаётся. Будет достаточно, если это "я" увидит, что истории - не про него, что оно само есть истории).
45. Мысль, что практикующий отделен от практики ("Где найдешь практикующего, иного, чем сама практика?").
46. Не до конца осознавать цель практики (Цель - выйти с помощью практик "Я есть" либо "Кто я?" за пределы самосознания в Безначальное, в то, что предшествует появлению самосознания).
47. Если самосознание принимается за реальность (Возникновение самосознания - это возникновении иллюзии).
48. Делить Реальность на субъективную и объективную составляющие (Субъективная составляющая "включена" во всё объективное без исключения, потому что она есть чистое осознавание).
49.Считать Субъект "незатрагиваемым свидетелем" происходящего, либо, что Субъект находится "за пределами бытия".
50. Думать, что "я знаю, чем я являюсь" либо, что Истинное знание себя нужно приобрести (вы не можете знать, чем вы являетесь; зато вы можете знать, чем вы не являетесь, и отбросить это!) 69
51. Не распознавать первый образ-идею обособленного себя. (В тишине медитации это ощущение "приглушено", не активно, поэтому нужно смотреть в "я"-ощущение (или в самосознание), спрашивая себя: "что это такое само по себе?". Это как будто есть некий вы, осуществляющий медитацию. Но не нужно забывать при этом о самоосознании, которое присутствует как фон, и на котором, как пиявка, повисает это чувство своей обособленности.).
52. Игнорировать чувство своей обособленности, ссылаясь на то, что оно иллюзорно. (Если вы хотите от чего-то избавиться, то не отводите от этого внимания, а наоборот, смотрите на это в упор, тогда оно раскроет себя).
53. Не понимать, что практика - процесс тонкий и постепенный, этому процессу нужно определенное время (Постепенное - самое надёжное!).
54. Ничего всерьёз не практиковать и хотеть халявного "чуда". (Махарадж: - Просто возьмитесь за это всерьёз. Это не частичная занятость. Это постоянная практика, вы не можете сдавать отвоёванных позиций).
55. Наивно надеяться, что меня страдания обойдут стороной.
56. Считать, что Истинное Я (Атман) осуществляет свидетельствование (мышление, чувствование, восприятие). (Атман ничего не осуществляет, Он является этим, потому что Это - Сознание).
57. Говорить о Субъекте, а подразумевать объект. (Субъект восприятия не может быть ничем объективно воспринимаемым, потому что он субъект, а не объект! Его нельзя познать как объект, но на него можно указать вопросом: как я знаю, что я есть?).
58. Ожидание от гуру "мощной энергетики". (От гуру ждите только указателей, а не "мощной энергетики". И этот указатель должен быть направлен на ваше "я"-ощущение или знание, что вы есть. Тогда это верный указатель!).
59. Попытки узнать себя объективно.
60. Отрицать свое существование (Необходимо отрицание индивидуального и обособленного бытия меня как личности). 79
61. Считать обособленное ощущение себя живым существом, персоной. ("Персона" наслаивается на него из памяти. Обособленность - раньше памяти (оно одинаково во всех существах). Это - "голое" эго. Оно есть отражение Самости в каждом теле, как отражение солнца в каплях росы. Оно не является ни солнцем, ни каплей (ни Самостью, ни телом). Это единственное, что есть в вашем распоряжении, чтобы выйти за его пределы; поэтому оно - "дверь" ).
62. Вовлекаться в мечты в "темной медитации". (Нужно терпеливо высиживать с ощущением себя, игнорировать все ассоциации, образы и идеи возникающие из памяти,возвращая внимание на чувство себя. Именно в преодолении цепляний, соскальзывания в мечты состоит практика, и это придётся постепенно преодолеть).
63. Садиться в "темную" медитацию в возбужденном состоянии ума либо в сонном состоянии.
64. Убеждение, что актом воли можно добиться понимания. (Срабатывает только глубокое понимание, а не акт воли).
65. Вера в хоть какое-либо знание. (Для бесстрашия вам нужна абсолютная истина, а абсолютная истина - это ваш ум, свободный от всех относительных знаний).
66. Думать о безмыслии, принимая его за истинное безмыслие.
67. Моделировать умом различные состояния, которые якобы должны происходить в процессе практики.
68. Попытки сделать что-то, а не сам процесс деланья (Что бы вы ни делали, будьте процессом действия, свободным от чувства "я делаю").
69.Мнение, что наблюдение за проявлениями "Я есть" означает наблюдения за поведением личности. (Нужно наблюдать само содержание ума: "О чем я сейчас думаю?", или "Что сейчас крутится в уме?").
70. Намеренно исправлять, опустошать или изменять содержание ума. (Нужно стать наблюдателем проявлений "Я есть". Когда вы стали постоянным наблюдателем содержания ума, тогда вы отдельны от содержания ума. И тогда (что важно), содержание ума не имеет значения! Именно наблюдение за содержанием ума выводит вас за все проявления ума ).
71. Сомнение в том, что практика может что-то изменить, и в особенности потому, что она не даёт быстрых изменений. (Вы не сомневайтесь, потому что наблюдение за содержание ума и есть самопознание).
72. Считать знание "Я есть" персоной. ( "Я есть" является не персоной, а свидетельствованием)
73. Думать, что Свидетель находится в Высшем. (Свидетель возникает в Высшем, создаёт "личность" и выступает в её роли. Высшее - это источник мыслей, и это ум как таковой (без цвета, формы, образа и определений и названий).
74. Во время медитации на пустоту, ощущение пустоты воспринимается как осознание. (Необходимо удержание от мысли о пустоте).
75. Позволять какой-то мысли о достигнутых успехах войти в наш ум. (Эта мысль будет ложной и мы будем пойманы в сети, — это нельзя назвать освобождением! "Позволение понятию прогресса войти в наши умы является не прогрессом, а заблуждением; тогда как, когда мы удерживаем наши умы от заблуждения, прогресс становится безграничным" Хуэй Хай.)
76. Мысли о неудаче.
77. Считать тело действующим лицом. (У тела нет самости. Вы не исполнитель действий (а исполнение), а в теле нет никого!).
78. Стараться находиться в состоянии "я есть". (Вы ничего не можете сделать, чтобы находиться в состоянии "Я есть", потому что это состояние и есть вы, потому что Абсолют и "Я есть" - не два! Вы можете только перестать считать себя обособленной личностью).
79. Ждать в медитации ответы на вопросы.
80. Вера в то, что я могу управлять медитацией и стать впоследствии счастливым.